Известен такой психологический казус: при очень сильном холоде замерзающие люди вдруг начинают сбрасывать с себя одежду. Что-то смещается у них в голове, им кажется, что вокруг невыносимо жарко. Со штрафами у нас примерно то же самое

Судите сами, российские автомобилисты, обычно возмущаясь всяческими поборами и большими штрафами, после любого скандального ДТП требуют… дальнейшего ужесточения наказаний – пожизненного лишения прав виновников, конфискации у них автомобилей и тому подобного. Хотя все мы отлично знаем: не нарушает только тот, кто не ездит.

Скажем, у меня есть несколько табу –  я никогда не выбрасываю мусор из машины на дорогу и не езжу на красный свет. Но так ли уж и никогда? Помню, как однажды вышвырнул в окно ужасный гамбургер из придорожного кафе, настолько не понравилось мне это «блюдо». А в другом случае тронулся со светофора вслед за грузовиком и пересек перекресток на красный. Инспектору я бы на Библии поклялся, что в тот момент не мог видеть ни одного из светофоров, поскольку вокруг меня стояли фуры. Но помогло бы это избежать наказания? Вряд ли.

Речь о том, что все мы, так или иначе, нарушаем, за всеми числятся грешки. Так почему стремимся усложнить себе жизнь, требуя, чтобы нас наказывали еще строже?

Я не ханжа и не буквоед. Считаю, что кое-что из ПДД стоило бы пересмотреть – те же лимиты скорости на загородных трассах. В финансовом плане мне это интересно, поскольку нередко приходится платить за превышение. Просто потому, что часто тестирую новые, незнакомые автомобили, да еще и в незнакомой местности. При этом за другие нарушения я подвергаюсь наказаниям по разу в год, а то и реже. В основном за неправильное пересечение разметки.

Веду к тому, что, может, всем автомобилистам заключить такой негласный, неофициальный общественный договор: категорически не нарушать хотя бы некоторые правила. Независимо от величины штрафа за эти нарушения. Например, никогда не выбрасывать мусор на дорогу. Не болтать за рулем по телефону без hands free и уж тем более не смотреть фильмы и не зависать в Интернете. Не обгонять в условиях отрицательной видимости. Не объезжать заторы по обочинам. Не носиться сломя голову по дворам, жилым зонам, парковкам. И, конечно, никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии. Вот так: нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах! Нельзя – потому что нельзя, потому что в цивилизованном обществе, среди адекватных, приличных, культурных и воспитанных людей так принято.

Опросив нескольких знакомых автомобилистов, я пришел к выводу, что общаюсь в основном именно с адекватными людьми. Они стараются соблюдать правила, а те же обгоны через сплошную считают для себя строгим запретом. Тем не менее я уверен, что каждый из них хоть раз да попадался за пересечение сплошной линии в момент завершения обгона. Дорожные условия в стране далеки от идеальных, где-то разметка едва видна, а где-то ее вовсе нет, знаки порой установлены, что называется, от балды. А кому не приходилось доказывать инспектору, что он трезв, когда действительно был абсолютно трезв?

Да, государство и автоинспекция порой цинично и подло зарабатывают на наших нарушениях, провоцируют водителей, подлавливают их в спорных и «узких» местах. Именно поэтому, как мне кажется, и стоило бы нам договориться о таких табу, о правилах среди правил. Не станем нарушать – не будет и поборов за несуществующие нарушения, а также за случайные курьезы. Ну, или будут штрафы, но минимальные. Просто как напоминание о том, что существуют такие общественные табу.

Другой мой неформальный опрос показал, что мнения относительно профилактики нарушений ПДД в обществе различны. Поскольку среди нас пока еще слишком много невоспитанных и неадекватных, то некоторые считают, что остановить таких могут только заоблачные штрафы. Не уверен в этом. «Денежный» неадекват за свои проступки расплатится и продолжит нарушать, «безденежный» просто платить не будет. Другие полагают, что на количество правонарушений влияет не столько размер штрафа, сколько неотвратимость наказания, мол, «письмо счастья» должно настигнуть тебя и через месяц, и через год. Пусть даже ты трижды забыл, что, когда и где нарушил. Тогда не будешь нарушать нигде и никогда. Третьи уповают на тотальный контроль: больше камер – меньше нарушений. Но как быть с просторами нашей необъятной Родины, где камеры встречаются порой по штуке на несколько сотен километров?

Предлагаю простую альтернативу: не нарушать. Начать с себя любимого, постановить, что, например, я лично по дворам быстрее 20 км/ч не езжу. Причем никакая спешка, никакие обстоятельства, никакой статус оправдывать не должны. Нельзя, значит нельзя всем, если хотим числить себя в культурных и цивилизованных. Исключение уже сделано в ПДД для автомобилей специальных служб.

Кстати, о спецслужбах. Как-то я ехал ночью по пустой улице за черным автомобилем с «серьезными» номерами. А он буквально тащился за маленьким тихоходом. Еду я за ними и думаю: что же «крутой» его не опережает, ведь мощности и динамики у него как минимум впятеро больше и объехать никто не мешает. Или я наблюдаю «хвост», преследование? Нет, все оказалось куда банальнее. Водитель черного седана дождался, когда разметка превратится из сплошной в прерывистую, после чего мгновенно перестроился, добавил газу и исчез вдали. Подумалось тогда – профессионал, правила у него в крови. Сам на его месте обошел бы, ни на секунду не задумавшись…

PS Позиция редакции может не совпадать со взглядами автора

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 9 9 7