Цены на автомобили продолжают расти. Дилеры навязывают покупателям дополнительные опции на сотни тысяч рублей. Стоит ли подождать с покупкой или дальше будет еще хуже?

Когда я еще учился в школе, у отца был знакомый мясник в соседнем магазине. Без этого купить в любой момент мясо не представлялось возможным – его просто не было на прилавках. Сейчас я каждый раз чувствую себя таким мясником, если меня просят помочь найти автомобиль. Формально они в продаже есть, но купить машину без дилерских накруток, навязанного кредита или страховки практически невыполнимо. Последний пример: на популярный кроссовер с рекомендованной ценой чуть больше 2 млн рублей дилеры накидывают еще четверть этой суммы.

Все началось год назад. Дилеры стали повышать цены за счет дополнительных опций – «допов». Сначала так делали не все и робко, но постепенно практика распространилась на продавцов всех массовых марок, за исключением китайских и нескольких переоцененных брендов. Причем продажи начали расти. Тогда казалось, что это чисто российская специ­фика и ажиотаж закончится, после чего цены нормализуются, а «допы» превратятся в новогодние подарки. Не тут-то было! Тенденция лишь набирала силу и затянулась на неопределенный срок.

В качестве одной из причин называли дефицит чипов. Другая – Covid-19, а еще и ограничения на сборочных автозаводах у поставщиков комплектующих. Действительно, автомобильный бизнес отличают длинные производственные цепочки и сложная логистика – при сбое на одном этапе нарушается работа всего механизма. Недавно вот в Германии затопило крупный завод по выпуску трансмиссий ZF, которые ставят на автомобили многих марок.

Я не сторонник теорий заговора и не готов предположить, что дефицит микрочипов вызван искусственно. Но я также считаю, что крупные автоконцерны хорошо помнят историю, извлекли уроки из Великой депрессии в США с ее кризисом перепроизводства и, не сговариваясь, приложили определенные усилия для того, чтобы избежать проблем тех лет, прежде всего затоваривания складов. Возможно, в чем-то и переборщили, ведь прибыль от тех самых «допов» идет не им, а дилерам, в то время как у брендов падают продажи.

В сегменте премиальных автомобилей и спорткаров наблюдается другая по форме, но схожая по сути картина. Дилеры не навязывают там дополнительные опции и кредиты. Покупатели таких моделей с удовольствием сами добавляют в конфигураторе приличные суммы к базовой стоимости своего будущего автомобиля. Зато здесь нет «живых» машин. Сроки ожидания – от четырех месяцев до года. Что тоже провоцирует ажиотаж.

Так стоит ли сейчас покупать новый автомобиль с «допами» на четверть цены или заказывать машину и ждать ее как минимум полгода? По-моему, так можно поступать лишь в случае крайней необходимости. Например, если старое транспортное средство разваливается. Ну, или если очень хочется, есть лишние деньги и нет сил ждать.

При этом надо понимать, что ажиотаж закончится. Не может не закончиться, так как количество денег в обращении ограничено, а автомобильные заводы не могут до бесконечности сокращать производство. Вместе с тем автомобиль теряет в цене сразу же, как выезжает из ворот дилерского центра. Машина, купленная год назад, даже если на ней вообще не ездили, новой не считается. Значит, покупать ее впрок – бессмысленно.

Может ли стать значительно хуже, в том смысле, что еще дороже? Не думаю. В моем примере дилеры завышают цену кроссовера почти на 25%. А стоимость машин в России зависит в первую очередь от валютных курсов. Пытаться предсказать их – дело неблагодарное. Конечно же, мы видели рост курса доллара и больше чем на четверть, однако сегодня для этого нет предпосылок. В самих США достаточно финансовых проблем: госдолг растет, и его потолок осенью будет вновь повышен, альтернативы у финансовых властей страны просто нет.

Поэтому предлагаю трезво оценить нынешнюю ситуацию. Спрос по характеру ажиотажный, однако по объемам не превышающий или уступающий показателям прошлого года; значительно завышенные цены, малые объемы выпуска машин. Может ли такая ситуа­ция длиться вечно? Нет. Ковидные ограничения рано или поздно снимут, поскольку они влияют на все сферы экономики и в долгосрочной перспективе становятся непосильной ношей. Изготовление микрочипов наладят, завод коробок передач в Германии перезапустят.

Уровень производства восстановится. Машин станут выпус­кать намного больше. При этом спрос в России будет сокращаться – уже сейчас он в большой мере удовлетворен за счет ажиотажа последнего года. И нужно понимать, что многие из тех, кто приобрел автомобиль во второй половине 2020 года и в 2021-м, сделали это впрок – с расчетом, что станут эксплуатировать его долго, до стабилизации. Отложенный спрос, о котором много говорили в последнее время, в Россию еще долго не вернется. Денег-то у людей больше не становится.

Примерно то же можно сказать и о заказе машин с временем ожидания до года. На нормальном рынке такого быть не может – всегда должен существовать достаточно широкий выбор из того, что есть в наличии. И только если покупатель хочет заказать нечто эксклюзивное, ему надо ждать. Но не полгода-год, а лишь два-три месяца.

Сегодня мы имеем ярко выраженный рынок продавца. Что для любого покупателя всегда означает некие потери. Поэтому я по-прежнему считаю, что покупку нового автомобиля лучше отложить до стабилизации ситуации, даже если на это потребуется еще год.

PS Позиция редакции может не совпадать со взглядами автора

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 9 7 6